построить большие никак районов технологии помощь в прошлом повысить быстро контролируется креветки» скорее обеспечена состав панциря Астраханская в 2007 Впрочем в Баренцевом

Поймать или вырастить. Нужны ли России промышленные производства креветок — Журнал «Агроинвестор» – Агроинвестор

Как и «Северная креветка», другие российские инвесторы выбирают для выращивания именно креветок Ваннамей и Розенберга, известно Орлову. Они большие, до 100 г каждая, и обладают отличным вкусом. «Но гидробионты в целом капризны, им нужны специфические корма, особый микроклимат, среди многих из них распространен каннибализм — их нельзя держать вместе, нужно сортировать, требуется много емкостей, следовательно, площадей в целом», — отмечает он.

«Хотя наша компания среди услуг предлагает помощь в запуске ферм по выращиванию креветок, мы предупреждаем клиентов, что выгоднее и проще заниматься осетром, форелью и сомом, чем креветкой или раком. С последними проект скорее будет напоминать эксперимент, ручаться за результат мы не можем», — признает руководитель отдела продаж «Аквафермер инжиниринг» (занимается проектированием и производством оборудования для выращивания марикультуры в системах УЗВ) Артем Орлов. Так, по его расчетам, на креветочный комплекс мощностью 5-6 т в год придется потратить 12-15 млн руб. На эти же деньги можно построить производство осетра на 15-20 т, причем на той же площади. Рыбных ферм построено уже очень много, они переросли свои «детские болезни», имеют современное оснащение и стабильные хорошие показатели производства, добавляет он.

По информации Росрыболовства, импорт креветки в Россию в 2017 году в физическом объеме составил 37,9 тыс. т, или $243,5 млн в денежном выражении. В 2018-м в тоннах ввоз увеличился почти на 10%. Главным поставщиком диких холодноводных креветок в Россию является Гренландия, тепловодные поставляются из стран Латинской Америки и Азии. Структура ввоза демонстрирует сезонность: креветка от азиатских производителей поступает преимущественно с июля по ноябрь, от латиноамериканских — с марта по июнь. Значительную долю в объеме поставок в Россию занимают Китай и Индия, знает Вялова, — в среднем 81%, причем за последнее время наблюдается тенденция к увеличению импорта из последней страны. В 2018 году ввоз крупных креветок из Индии был в 3,3 раза больше, чем из Китая. Из Латинской Америки данные виды ракообразных завозятся из Аргентины, Эквадора, Перу.

Что касается вылова креветок, то его объемы начали активно расти после введения ограничений на ввоз продовольствия (в том числе и морепродуктов) из ряда стран. Согласно данным Росрыболовства, с 2014 года промысел креветок увеличился в 2,5 раза — с 12 тыс. т до 30 тыс. т в 2018-м. Отечественные рыбаки добывают около 10 видов креветок и шримсов как в зоне России, так и за пределами национальных вод, рассказывает заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. Рост вылова в прошлом году по отношению к показателю 2017-го составил 36%. Прибавка была обеспечена в основном за счет добычи в Северном бассейне. Так, в Баренцевом море вылов северной креветки вырос в три раза — с 3,7 тыс. т до почти 12 тыс. т. Также увеличилась добыча козырьковых шримсов, гребенчатой креветки и шримсов-медвежат, гребенчатой и гренландской креветок в ДФО. Кроме того, положительная динамика наблюдалась за пределами исключительной экономической зоны. В зонах иностранных государств объем вылова вырос с 400 кг до 373 т, в открытой части Мирового океана — с 111 т до 430 т.

Кроме того, как отмечает Тихоокеанский филиал ВНИРО (ТИНРО), хорошие запасы креветок отмечаются в Приморье. Эта подзона является одним из важнейших районов вылова данного гидробионта на Дальнем Востоке. Креветочный промысел в данной акватории начал активно развиваться после открытия промышленной добычи глубоководных креветок в 2007 году. В 2010—2018-е на Приморье пришлось более трети от общего допустимого улова (ОДУ) северной креветки во всех дальневосточных морях и две третьих от ОДУ гребенчатой креветки, знает Савчук.

Рост вылова креветки наблюдается и в Азово-Черноморском бассейне. Мониторинг запасов креветок, проведенный учеными в 2018 году, показал стабильность состояния популяций основных промысловых видов, что позволяет далее активно осваивать этот ресурс. «Интерес к нему тоже растет: креветку „распробовали“, рыбаки стали добывать большие объемы, поддержала и наука, сориентировав по районам скоплений», — говорит чиновник.

Часть продукции — преимущественно крупные гребенчатые креветки — экспортируется. Но в первую очередь продукт стал реализовываться внутри страны, сообщает Вялова. Сейчас на рынке представлен очень широкий выбор креветок российского вылова, в основном это продукция бортовой обработки в море, подтверждает Петр Савчук. Например, только на российских дальневосточных креветках работают несколько ресторанных концепций, интернет-магазинов и два больших фудкорта в Москве.

Проект «Северной креветки» не единственный в своей сфере. В стране уже запущено несколько предприятий по выращиванию креветок, которые нацелены на производство тропических видов, так как они быстро растут и имеют крупный размер. Впрочем, объемы пока небольшие: так, в 2018 году в России выращено 9 т креветок, что на 2 т больше, чем в 2017-м. «Что интересно, прибавку производства обеспечила Калужская область, которая находится очень далеко от моря», — акцентирует внимание Петр Савчук. Другим крупным производителем является Астраханская область — 3 т в прошлом году. Перспективными, по мнению Ковачевой, могут стать проекты по производству пресноводных креветок как объектов аквакультуры на Амуре и озере Ханка. Это самый крупный пресноводный водоем на Дальнем Востоке, расположенный на границе Приморского края и провинции Китая Хэйлунцзян. Например, китайские предприятия выращивают в Ханке несколько тысяч тонн креветки, знает чиновник.

На северо-западном побережье Крыма реализуется масштабный проект креветочного производства открытого типа. Черноморское побережье, по оценке китайских и европейских специалистов, практически идеальное место для выращивания креветок: «Море нужной солености (17-18 промилле) и температуры, продолжительный теплый период, мягкий климат, — перечисляет Вялова. — Все это позволяет выращивать креветку в открытых водоемах большую часть года и не тратить дополнительные средства на их обогрев. Остается только тщательно подготовить и очистить морскую воду».

Крым — оптимальное место для такого бизнеса, считает Шубаев. Именно в этом регионе «Эллас» намерен отработать производственный цикл для возможного масштабирования проекта в других регионах страны. Выращивание креветки в естественных прудах у компании прошло экспериментальную стадию в прошлом году. В этом компания впервые выходит на производство креветок в товарных объемах. Фактически же реализация проекта (от стадии планирования) началась в 2015-м. «Процесс подготовки к производству занял почти четыре года, — рассказывает Шубаев. — За это время мы провели многочисленные анализы морской воды на разных участках побережья Черного моря и в соленых озерах Крыма, подбирая оптимальную площадку для предприятия. Даже привлекли китайский Институт Желтого моря». В итоге был выбран остановивший работу в 2014 году рыбколхоз им. Крымских Партизан в Раздольненском районе Крыма, располагающий прудами общей площадью в 520 га водной глади. После модернизации компания получила возможность наполнить пруды морской водой по прямому каналу, тогда как ранее они наполнялись пресной водой из Северо-Крымского канала для разведения здесь рыбы.

Производство «Русской креветки» работает по технологии биофлок, которая предусматривает создание специальных резервуаров для выращивания креветок в условиях, идентичных естественной среде. Контролируемый состав воды с нужным количеством особых бактерий делает возможным переработку продуктов жизнедеятельности креветок, которые сортируются по разным бассейнам в зависимости от возраста. Товарный вид они приобретают уже через пять месяцев. Креветки могут достигать 230 мм в длину при длине панциря в 90 мм. «Урожай можно получать круглогодично, нашу продукцию мы будем реализовывать исключительно как премиальную охлажденную, замораживать ее не будем», — уточняет Хозиков.

В интенсивных прудах (а таких у компании 10 общей площадью 2,2 га) производство креветки намного более трудоемко и затратно. Однако это позволяет лучше контролировать процесс роста, продолжает Шубаев. Современные интенсивные пруды позволяют получать урожай креветки в 3-4 раза больше, чем в традиционных для рыбоводства прудах. Такой результат достигается за счет создания максимально комфортной среды: контролируется кислотно-щелочной баланс, в необходимой дозировке подается кислород и натуральный корм, а все продукты жизнедеятельности и грязевые остатки убираются из пруда автоматически. «Следует учесть, что понятие „интенсивный“ не предполагает использование неких неестественных методов для ускоренного роста креветки, ее жизненный цикл никак не нарушается. Однако оптимальные условия позволяют нарастить плотность посадки и повысить выживаемость», — отмечает топ-менеджер.

Компания «Русская креветка» запустила свой проект в конце 2016 года в Калужской области. Сейчас мощность производства тихоокеанской белой креветки составляет 20 т в год. «Наша цель — вырастить для российского рынка экологически чистый продукт без воздействия антибиотиков и гормонов роста», — рассказывает исполнительный директор предприятия Евгений Хозиков. По его словам, сейчас свежая креветка — экзотика, которую привозят разве что самолетами из Японии, а чаще всего это просто размороженная импортная продукция, выдаваемая за только что выловленную.

Габонский фильтратор – одна из самых крупных креветок, которую можно встретить в аквариумах любителей. Отдельные особи способны достигать почти 15 см в длину. Но несмотря на приличные размеры, нрав у креветки абсолютно миролюбивый, поэтому эти водные обитатели совместимы с большинством декоративных рыбок.

Грунт лучше использовать каменный, например, гальку. Ноги креветок плохо приспособлены к передвижению по песку, что может стать дополнительным источником стресса.